Понедельник, 13.05.2024, 21:12
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Главная » 2013 » Декабрь » 11 » Кто такой инвалид
11:29
Кто такой инвалид
 

29.11.2013

Инвалиды. Взгляд снаружи и изнутри

, практикующий юрист

Источник: журнал "Управление персоналом"

Инвалид — человек, у которого возможности его личной и жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений. В РФ установление статуса «инвалид» осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы (далее — МСЭ). Установление группы инвалидности обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определенные особые взаимоотношения с обществом: наличие у инвалида льгот, выплата пенсии по инвалидности, ограничения в работоспособности и дееспособности. В настоящее время зачастую используется более политкорректная форма обозначения инвалида — «человек с ограниченными возможностями здоровья». Согласно официальной статистике, в России проживает около 10 млн инвалидов. Посмотрим, как законодатель защищает эту особую группу населения.

I. Взгляд снаружи

От четверти до половины работодателей непосредственно обслуживают население. К таким, естественно, не относятся производственные комплексы, закрытые предприятия. Речь идет о магазинах, предприятиях сферы услуг, «офисных» организациях, органах власти и управления и т. д. Все они непосредственно контактируют с гражданами, в том числе на рабочих местах своих сотрудников. В числе граждан имеются и инвалиды. Какие требования предъявляет законодатель к обеспечению доступности организаций вышеуказанных сфер деятельности для обеспечения доступности их для инвалидов?

1.1. Требования законодательства к обеспечению доступа инвалидов к инфраструктуре

Требования, нацеленные на обеспечение доступности объекта инфраструктуры для инвалидов, касаются:

1) Благоустройства прилегающей территории и путей движения, которые должны быть спроектированы и созданы с учетом определенных строительных норм и правил, предусматривающих создание дорожек определенной ширины, с определенным уклоном, высотой поребрика и прочими требованиями, обеспечивающими свободное передвижение инвалида-колясочника, а также возможность доступа для инвалидов с ограниченным слухом и зрением.

2) Устройства дверей, лестниц, поручней, пандуса и даже уборных для посетителей-инвалидов. Следует отметить, что тяжелее всего перепроектировать лестничные марши, пролеты под новые требования, а также обустроить пандус в здании с высоким, но небольшим по площади крыльцом. Исключения и другие варианты обеспечения доступа, конечно, тоже можно найти, что и предпринимается большинством предприятий, непосредственно обслуживающих население.

3) Прочие требования касаются установления ширины проходов в магазинах не менее чем в минимально утвержденном размере (не менее 0,9 м), габаритов кабины лифта, ширины балконов и пр.

Все это предусмотрено нормативными актами и техническими нормами, действующими в РФ:

1.               КоАП РФ: ст. ст. 5.43, 9.13, 9.14, 11.24.

2.               Федеральный закон от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. ст. 15, 16.

3.               Постановление Правительства РФ от 07.12.1996 № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры».

4.               Постановление Правительства Саратовской области от 07.03.2007 г. № 105-П «Об уполномоченном органе исполнительной власти области».

5.               СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», Госстрой России, М., 2001 год.

6.               СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения».

7.               СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам».

8.               СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям».

9.               СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов».

10.            Изменение № 3 СНИП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения» (введен в действие с 01.03.1999 года).

Ответственность

Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей (ст. 9.13 КоАП РФ).

Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (ст. 5.43 КоАП РФ).

1.2. Требования законодательства в области содействия трудоустройству инвалидов

Законодательство РФ содержит общие нормы, закрепляющие правовое положение инвалидов, и специальные, с конкретными нормами по обеспечению работодателями реализации прав и интересов инвалидов. Об этих нормах см. Таблицу 1.

Таблица 1

Наименование акта

Что закрепляет

«Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993)

Общие нормы о содействии занятости инвалидов, запрете дискриминации и пр.

Трудовой кодекс РФ

Льготы в части режима труда и отдыха инвалида

Закон РФ «О занятости населения в РФ»

Общие нормы о содействии занятости путем установления для предприятий требований о квотировании рабочих мест для инвалидов

ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Общие нормы об установлении квот для приема на работу инвалидов и обустройства специальных рабочих мест для инвалидов

Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Установление повышенного размера пособия по временной нетрудоспособности вне зависимости от трудового стажа

Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»

Нормы о режиме труда и отдыха, отличающихся от обычных

Работодателям также не помешает изучить нормативные акты о порядке признания гражданина инвалидом, примерном содержании программы реабилитации инвалида. Не лишним будет и ознакомиться с перечнем профессий, которые в большинстве своем не имеют противопоказаний для работы по ним инвалидов.

Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»;

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации»;

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 № 1013н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2010 № 1031н «О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления»;

Постановление Минтруда РФ от 08.09.1993 № 150 «Об утверждении Перечня приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда»; постановления местных органов самоуправления.

Требование № 1 — КВОТЫ. Основным требованием законодателя к предприятиям-работодателям в области содействия трудоустройству инвалидов является создание квот (ст. 20 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»). Квоты устанавливаются всеми предприятиями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

На организации, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФустанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов) — ст. 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». В большинстве случаев законы субъектов РФ повторяют данную норму слово в слово, не увеличивая размер квоты.

Ответственность за невыполнение требования о квотировании рабочих мест для инвалидов может наступить по ст. 5.42 КоАП РФ — за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости, выразившееся в отказе работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты. Санкция — административный штраф на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

На полях: Срок давности привлечения к ответственности по ст. 5.42 КоАП РФ — 3 месяца со дня совершения правонарушения.

Контроль за выполнением организациями квоты для приема на работу инвалидов осуществляется органами прокуратуры. Контроль осуществляется путем проведения проверок на предприятиях. Если работодатель, имея полный штат работников, не создал новые рабочие места в счет квоты для приема инвалидов, прокуратурой указанные действия признаются административным правонарушением по ст. 5.42 КоАП РФ.

Пример из практики: прокуратура установила, что в ООО «Спичка» численность работников предприятия составляет 402 человека, квота для приема на работу инвалидов на предприятии составляет 8 рабочих мест, 6 из которых заняты. Квота на 2 рабочих места не выполнена. Местной жительнице-инвалиду Центром занятости населения было выдано направление на работу в счет установленной квоты в ООО «Спичка». Однако работодатель отказал ей в приеме на работу в счет установленной квоты, сославшись на сокращение объема производства спичек, отсутствие возможности создавать новые рабочие места. Должностное лицо предприятия привлечено к административной ответственности по ст. 5.42 ч. 1 КоАП РФ (отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты). По результатам рассмотрения административного материала мировым судьей на него наложен административный штраф.

Ситуации в деталях. Когда квоту выполнить невозможно в силу специфики работ либо особенностей технологии производства, работодатель все равно обязан создать рабочие места для инвалидов в пределах установленной квоты. К такому выводу приходят суды при рассмотрении дел о привлечении работодателей к административной ответственности за нарушение обязанности по квотированию рабочих мест для инвалидов.

Пример из практики: крупный нефтеперерабатывающий завод был признан виновным по статье местного законаза несоздание рабочих мест для инвалидов. Среднесписочная численность завода составила 3 707 человек. Квота для трудоустройства инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности составляет 75 человек, работающих инвалидов на момент проверки было всего 9 человек. Довод представителя работодателя о том, что предприятие является пожаровзрывоопасным, имеющим в составе технологические установки повышенной категории сложности, которые требуют от обслуживающего персонала специальных знаний и навыков, специальной подготовки, а согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.08.2004 г. № 83 при приеме персонала на предприятие действуют ограничения в связи с вредными и опасными производственными факторами, в связи с чем создать и заквотировать рабочие места на невредных для инвалидов условиях более имеющегося количества невозможно, судом воспринято не было. Суд признал работодателя виновным и назначил наказание в пределах установленной местным законом санкции (решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 26.09.2011 года).

Вывод — парадокс 1: производство вредное, на нем нельзя работать ни одному инвалиду в силу противопоказаний, а рабочее место в пределах квоты создать НАДО. А потом можно отказывать в приеме на работу в силу медицинских противопоказаний согласно карте реабилитации конкретного инвалида. Необходимость создания рабочих мест для инвалидов в такой ситуации подтверждено судебной практикой.

Пример из практики: решение об обязании работодателя создать рабочие места для инвалидов изложено в определении Санкт-Петербургского городского суда от 28.11.2011 г. № 33-17535/2011. Ссылка работодателя на то, что условия работы на предприятии не позволяют принимать на работу инвалидов, поскольку по всем имеющимся профессиям и должностям на предприятии имеются вредные и опасные производственные факторы, не может быть принята во внимание, так как ФЗ «О социальной защите в РФ» не предусмотрены такие критерии дифференциации труда, как отраслевая принадлежность работодателя и характер условий труда, не позволяющие привлекать к работе с вредными (опасными) условиями труда граждан, имеющих ограниченную способность к трудовой деятельности. А в связи с тем, что работодателем не представлено доказательств наличия на предприятии вредных и опасных производственных факторов, предусмотренных Санитарными правилами СП 2.2.9.2510-09, судом было вынесено решение об обязании руководителя создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов согласно квоте.

Ситуации в деталях. В законодательстве нет императивных норм о том, какие должности должны быть заквотированы для инвалидов. Теоретически это может быть и должность заместителя директора, и уборщицы. Пользуясь этим, работодатели квотируют самые низкооплачиваемые должности, не требующие квалификации. При этом «Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда», утвержденный постановлением Минтруда РФ от 08.09.1993 № 150, носит только рекомендательный, а не обязательный характер.

Вывод — парадокс 2: устанавливая жесткое требование о квотировании рабочих мест для инвалидов, в то же время законодатель не установил каких-либо иных, более конкретных требований относительно профессий или размеров оплаты труда по заквотированным рабочим местам.

Ситуации в деталях. Дословное толкование ст. 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и ст. 5.42 КоАП РФ позволяет думать, что индивидуальные предприниматели не являются субъектом вышеописанной обязанности по квотированию рабочих мест, а соответственно, не могут быть субъектом административной ответственности за нарушение данного требования закона. Однако это не так.

Пример из практики: постановлением мирового судьи ИП был оштрафован на 2000 рублей за отказ в заключении трудового договора инвалидам в счет установленной квоты. Суд не согласился с мнением ИП о том, что он не обязан выполнять требования закона, так как не относится к «организациям», как это указано в ст. 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Суд приравнял его к остальным работодателям, признав за ним равные права и обязанности, в том числе по обеспечению занятости инвалидов. С мировым судьей согласились и две вышестоящие инстанции (решение Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от 23.05.2011 года по делу № 12-42/2011;Постановление Верховного суда РФ от 09.11.2011 г. № 49-АД11-4).

Вывод — парадокс № 3: несмотря на то, что закон среди работодателей, обязанных выполнять требования по квотированию рабочих мест для инвалидов, не содержит указание на индивидуальных предпринимателей, они в указанный перечень входят.

Требование № 2 — ОТЧЕТНОСТЬ

Законом установлена ежемесячная отчетность о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов (п. 3 ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в РФ»). Отчетность предоставляется органам службы занятости. Проверяет предоставление такой отчетности прокуратура. Непредставление работодателями информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов не позволяет в полной мере своевременно реализовывать полномочия по оказанию государственных услуг в сфере занятости населения. Поэтому за непредставление такой отчетности, равно как и за несвоевременное ее представление или предоставление в неполном объеме или в искаженном виде, предусмотрена ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ, влекущая наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

На полях: Срок давности привлечения к ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ — 3 месяца со дня совершения правонарушения.

Пример из практики: предприятие не представляло ежемесячно в орган занятости информацию о наличии вакантных мест (должностей), выполнении квоты для приема инвалидов. Прокуратурой была проведена проверка предприятия и выявлено, что на предприятии заквотировано рабочих мест и занято инвалидами менее половины положенной нормы. Действия ответственного должностного лица предприятия квалифицированы по ст. 19.7 КоАП РФ. Мировым судьей он признан виновным, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 руб. (постановление мирового судьи судебного участка № 4 в г. Смоленске от 11.07.2012 г. по делу № 5-889/2012-4).

Следует учесть, что ситуация с проверками и наказаниями работодателей в последнее время кардинально поменялась. Если раньше работодателей практически не проверяли и только органы занятости путем уговоров или угроз заставляли работодателей отчитываться и создавать квотированные рабочие места, то теперь все стало намного строже.

Пример из практики: постоянные проверки работодателей на предмет исполнения требований п. 3 ст. 25 ФЗ «О занятости населения» свидетельствуют о неусыпном контроле и регулярном мониторинге прокуратуры за состоянием законности на предприятиях. Так, в ходе проверки весной 2012 года было установлено, что должностными лицами 4 организаций, осуществляющих свою деятельность на территории одного лишь района, сведения о наличии (отсутствии) вакансий в орган занятости населения представлены не были. Мировыми судьями постановления прокурора о привлечении к административном ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ рассмотрены, два лица привлечены к административной ответственности в виде предупреждения, двоим назначено наказание в виде штрафа в размере 300 рублей.

Более того, мнение прокуратуры пока является приоритетным для суда. Это следует учитывать работодателям для представления последствий невыполнения требований законодательства при наличии спорных или хотя бы неясных моментов.

ВАЖНО! Прокуратура считает, что при отсутствии в отчетном периоде вакантных рабочих мест работодатель должен уведомить об этом орган государственной службы занятости населения, что будет способствовать объективному анализу ситуации на рынке труда. Мнение работодателя о том, что при отсутствии вакансий он не обязан представлять об этом информацию в орган занятости, спорно.

ПАМЯТКА

Обязанности работодателя в области содействия трудоустройства инвалидов:

1. Осуществлять квотирование рабочих мест при среднесписочной численности работников более 100 человек.

2. Предоставлять в органы занятости населения ежемесячную отчетность о занятости квотированных мест.

3. Принимать инвалидов на квотированные места. Отказ возможен только по основаниям, предусмотренным законом. Например, по основанию несоответствия деловых качеств инвалида требованиям по предлагаемой должности.
(Продолжепние в следующей информации - Ред.)
Просмотров: 2862 | Добавил: Информ | Теги: инвалид, права инвалида | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: