- 2013 Май
- 2013 Сентябрь
- 2013 Ноябрь
- 2013 Декабрь
- 2014 Январь
- 2014 Февраль
- 2014 Март
- 2014 Апрель
- 2014 Май
- 2014 Июнь
- 2014 Июль
- 2014 Август
- 2014 Сентябрь
- 2014 Октябрь
- 2014 Ноябрь
- 2014 Декабрь
- 2015 Январь
- 2015 Февраль
- 2015 Март
- 2015 Апрель
- 2015 Июнь
- 2015 Июль
- 2015 Сентябрь
- 2015 Октябрь
- 2015 Ноябрь
- 2015 Декабрь
- 2016 Январь
- 2016 Февраль
- 2016 Март
- 2016 Апрель
- 2016 Май
- 2016 Июнь
- 2016 Июль
- 2016 Август
- 2016 Сентябрь
- 2016 Октябрь
- 2016 Ноябрь
- 2016 Декабрь
- 2017 Январь
- 2017 Февраль
- 2017 Март
- 2017 Апрель
- 2017 Май
- 2017 Июнь
- 2017 Июль
- 2017 Август
- 2017 Сентябрь
- 2017 Октябрь
- 2017 Ноябрь
- 2017 Декабрь
- 2018 Январь
- 2018 Февраль
- 2018 Март
- 2018 Апрель
- 2018 Май
- 2018 Июнь
- 2018 Август
- 2018 Сентябрь
- 2018 Октябрь
- 2018 Ноябрь
- 2018 Декабрь
- 2019 Январь
- 2019 Февраль
- 2019 Март
- 2019 Апрель
- 2019 Май
- 2019 Июнь
- 2019 Июль
- 2019 Октябрь
- 2019 Ноябрь
- 2019 Декабрь
- 2020 Январь
- 2020 Февраль
- 2020 Апрель
- 2020 Октябрь
- 2020 Ноябрь
- 2022 Октябрь
14:32 Предоставление дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами | ||||||||||||||||||||
19.02.2016 Как отразить в учете расчеты с работницей по оплате дополнительных выходных дней, которые ежемесячно предоставляются ей для ухода за ребенком-инвалидом? Сумма среднего заработка, начисленного работнице за дополнительные выходные дни в текущем месяце, составила 12 656,64 руб. и перечислена на банковский счет работницы.
Нормативно-правовое регулирование предоставления и оплаты дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и в порядке, который устанавливается федеральными законами. Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней устанавливается Правительством РФ (ч. 1 ст. 262 Трудового кодекса РФ, п. п. 2, 12Правил предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.10.2014 N 1048 (далее - Правила)). Процедура предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами подробно рассмотрена в Путеводителе по кадровым вопросам. Оплата указанных выходных дней осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых ФСС РФ (ч. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 213-ФЗ), п. 8 Положения "О Фонде социального страхования Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101). Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) Согласно п. 1 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат обложению НДФЛ государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, имеющие характер государственных пособий. Перечень выплат, относящихся к государственным пособиям гражданам, имеющим детей, установлен ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". При этом средний заработок, выплачиваемый за дополнительные четыре выходных дня в месяц одному из работающих родителей для ухода за ребенком-инвалидом, в указанном перечне не поименован. Вместе с тем Президиум ВАС РФ в Постановлении от 08.06.2010 N 1798/10 по делу N А71-3574/2009-А31 признал, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами носит характер государственной поддержки, производится за счет бюджета ФСС РФ и может рассматриваться как выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством. Следовательно, в силу п. 1 ст. 217 НК РФ оплата дополнительных четырех выходных дней в месяц работнику для ухода за ребенком-инвалидом обложению НДФЛ не подлежит как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством.Постановление Президиума ВАС РФ N 1798/10 включено в Обзор постановлений Президиума ВАС РФ по налоговым спорам за период с 2010 г. по первое полугодие 2011 г., направленный для использования в работе нижестоящим органам Письмом ФНС России от 12.08.2011 N СА-4-7/13193@. Однако позиция Минфина России по данному вопросу неоднозначна. Из многочисленных разъяснений финансового ведомства по данному вопросу можно сделать вывод, что Минфин России хотя и вынужден учитывать подход Президиума ВАС РФ, но не разделяет его (см., например, Письма от 03.09.2015 N 03-04-06/50850, от 22.06.2015 N 03-04-05/36006, от 03.08.2015 N 03-04-05/44634). Дополнительную информацию по вопросу о том, нужно ли удерживать НДФЛ с сумм оплаты работнику четырех дополнительных выходных дней в месяц для ухода за ребенком-инвалидом, включая правоприменительную практику, см. в Практическом пособии по НДФЛ, а также в Энциклопедии спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды. В данной консультации исходим из предположения, что организация руководствуется позицией Президиума ВАС РФ, поддержанной налоговыми органами, и не удерживает НДФЛ с суммы среднего заработка, начисленного работнице за четыре дополнительных выходных дня, предоставленных для ухода за ребенком-инвалидом. Страховые взносы По общему правилу выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, признаются объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ)). Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, приведен в ст. 9Закона N 212-ФЗ. Указанным перечнем предусмотрено освобождение от обложения страховыми взносами государственных пособий, выплачиваемых в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ). Как указывалось выше, рассматриваемые выплаты прямо не отнесены законодательством к государственным пособиям. В связи с этим согласно официальной позиции суммы среднего заработка, выплачиваемые за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262ТК РФ, относящиеся к выплатам, производимым в рамках трудовых отношений, облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке (Письма Минтруда России от 06.03.2015 N 17-3/В-101, от 11.03.2015 N 17-3/В-107, Информация ФСС РФ). Исходя из такой позиции сумма среднего заработка, выплачиваемая организацией за дополнительные выходные дни, предоставляемые работнице для ухода за ребенком-инвалидом, облагается страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в общеустановленном порядке. В базу для начисления страховых взносов сумма среднего заработка включается на дату ее начисления (ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 8, п. 1 ст. 11 Закона N 212-ФЗ, п. п. 1, 2 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ). Как указывалось выше, оплата дополнительных выходных дней работникам, имеющим детей-инвалидов, включая начисленные страховые взносы, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджету ФСС РФ (ч. 17 ст. 37Закона N 213-ФЗ) <*>, <**>. Страховые взносы, начисленные на оплату дополнительных выходных дней работникам, имеющим детей-инвалидов, отражаются по строке 13 таблицы 2, а также построке 8 таблицы 5 Расчета по форме 4 - ФСС, утвержденной Приказом ФСС РФ от 26.02.2015 N 59 (далее - Приказ ФСС РФ N 59) (п. п. 9.10, 22.3 Порядка заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4 - ФСС), утвержденного Приказом ФСС РФ N 59). Бухгалтерский учет Сумма среднего заработка, начисленного за дополнительные выходные дни, а также страховые взносы, начисленные на данную сумму, выплачиваемые за счет средств ФСС РФ, не являются расходами организации применительно к п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, а относятся на расчеты с ФСС РФ. Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены ниже в таблице проводок. Налог на прибыль организаций Суммы среднего заработка, начисленного за дополнительные выходные дни, а также начисленные на нее страховые взносы, выплачиваемые за счет средств ФСС РФ, не учитываются в составе расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, так как в данной сумме организация затрат не несет, то есть не выполняется условие п. 1 ст. 252 НК РФ. Обозначения субсчетов, используемые в таблице проводок К балансовому счету 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению": 69-1-1 "Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"; 69-1-2 "Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"; 69-2 "Расчеты по пенсионному обеспечению"; 69-3 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию".
-------------------------------- <*> Отметим, что с точки зрения судов выплаты работникам в виде среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, не подлежат обложению страховыми взносами как иные выплаты, осуществляемые в соответствии с действующим законодательством. Это обусловлено тем, что такие выплаты носят характер государственной поддержки, так как направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, не являются стимулирующей выплатой, вознаграждением, элементами оплаты труда (см., например, Определения Верховного Суда РФ от 08.06.2015 N 309-КГ15-5305 по делу N А76-15035/2014, от 30.04.2015 N 309-КГ15-1758 по делу N А60-8923/2014). Таким образом, в отношении страховых взносов суды применяют к рассматриваемым выплатам подход, аналогичный подходу, приведенному в разделе "Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)". В то же время, учитывая тот факт, что уплата страховых взносов, как указывалось выше, осуществляется не за счет средств организации, а за счет средств ФСС, а также с учетом официальной позиции ФСС РФ и Минтруда России наименее рискованным, на наш взгляд, будет начислить страховые взносы с рассматриваемых выплат за счет средств ФСС РФ. <**> Приведенные в таблице проводок суммы страховых взносов рассчитаны с применением общих тарифов, предусмотренных ч. 1.1 ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ (в пределах установленной предельной величины базы для начисления взносов). Подробная информация о применяемых тарифах страховых взносов и предельной величине базы для начисления страховых взносов приведена в Практическом пособии по страховым взносам на обязательное социальное страхование. Суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний начислены с применением тарифа 0,2%. По вопросу определения страхового тарифа по этим взносам см.Практическое пособие по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. М.С.Радькова Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению 19.02.2016 | ||||||||||||||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |